Меню

Спортивное образование в России

Oсобенности обучения

Много специфических отличий обучения в сфере высшего спортивного образования и в сравнении с большинством остальных направлений высшей школы. Причём не только и не столько потому, что физической культуре в них уделяется значительная доля времени и сил. Главное отличие – в программе подготовки тех, кто по окончании вуза должен будет учить своих воспитанников «прыгать выше головы». Ведь в спорт чаще всего приходят в очень юном возрасте. И от того, каким окажется тренер этих мальчишек и девчонок, зависит то, вырастут ли они обычными людьми – или новыми Александрами Карелиными и Еленами Исинбаевыми. Что касается непосредственно спортивной профессиональной подготовки, то в ведущих вузах количество профилирующих видов спорта доходит до 30 в одном вузе. От распространённых и массовых футбола и хоккея – до значительно более редких видов: киокушинкай-карате и парашютного спорта. Кроме того, в соответствии с требованиями нового ФГОС, планы обучения спортивных вузов содержат: гуманитарно/социально/экономический цикл (с часами по истории, экономической теории, иностранному языку, психологии и т.д.); естественнонаучный цикл (спортивная естественно-научные основы физ.культуры и спорта, метрология, информатике и др.); Спортивный трененрпрофессиональный цикл (биохимия человека, анатомия, менеджмент в физ. Культуре и спорте, теории и методики вида спорта, выбранного студентом, массаж, лечебная физкультура и т.д.).

Качество обучения

В целом качество обучения в спортивных вузах России можно назвать удовлетворительным – хотя в топовых вузах его уровень значительно выше. Причина этого тривиальна – недостаточность финансирования, которая «уводит» лучших преподавателей в престижные вузы страны или за рубеж. Тем не менее, подготовка будущих специалистов самой массовой специальности – преподавателя физической культуры – вполне достаточна. Правда, и к престижным спортивным профессиям её отнести трудно – по причинам, указанным выше. Самые популярные специальности (бакалавриат) В вопросе же о самых престижных специальностях большую роль играет специфика факультета – поскольку, согласно опять-таки ФГОС, специальности будущих бакалавров в дипломах слишком обобщённы, и насчитывают всего лишь три варианта: педагог, педагог-психолог и менеджер по физической культуре и спорту. Но факультеты профессионального и олимпийского спорта готовят преподавателей (а, фактически – тренеров) совсем другого уровня, нежели факультеты менее престижные – особенно в провинциальных институтах. В результате, в этом контексте правильнее говорить не о специальностях, а о профессиях – причём в определённой спортивной сфере (поскольку финансирование и зарплаты в различных видах спорта тоже очень разнятся). И наиболее престижными в рейтинге окажутся: менеджеры в вышеупомянутой сфере профессионального и олимпийского спорта; тренеры (в этой же сфере) высокобюджетных и рейтинговых видов спорта, таких как большой теннис, хоккей, футбол и некоторые другие; врачи-специалисты в области физической реабилитации. менеджеры в сфере спортивного туризма; специалисты по валеологии.

Перспективы обучения

Перспективы окончивших обучение студентов связаны с популярностью профессий, упомянутых в предыдущем разделе. Поскольку тренер футбольной команды высшей лиги вряд ли может стоять на одном уровне с учителем физкультуры поселковой школы.