Меню

Образование МЧС в России

Работа, осуществляемая специалистами МЧС, никогда не была лёгкой и безопасной – и потому всем, готовым посвятить себя этому ремеслу, необходимо знать: обучение тоже будет трудным.

Особенности обучения Очевидно, что подготовка бакалавров в этой области имеет множество отличий от обычных гражданских специальностей. В первую очередь – по причине необходимости будущих бакалавров часто находиться в сопряжённой с различными опасностями для жизни обстановке. В связи с этим, независимо от выбранной узкопрофильной специальности, профессиональный цикл обучения обязательно будет включать в себя изучение: различных средств и методов спасения человека; антропогенных воздействий на окружающую среду; средств и методов оценки рисков и опасностей; производств и технологических процессов, обладающих повышенной степенью пожарной и/или техногенной опасности; опасностей, связанных с деятельностью человека в целом; опасностей, которые несёт среда обитания (как в связи с человеческой деятельностью, так и с явлениями природы). Сотрудники МЧССвязано это с главными целями структуры МЧС – обеспечением безопасности людей в окружающем мире, минимизацией возникающих пожароопасных, техногенных и прочих видов воздействия на окружающую среду и стремление любыми путями сохранить жизнь и здоровье попавшим в беду людям, используя свои профессиональные знания, методы прогнозирования и контроля, а также современные технические средства. По этой же причине в профессиональный цикл обучения (согласно ФГОС ВПО для специальностей, связанных со структурой МЧС) включено изучение таких дисциплин, как надёжность технических систем, управление пожарной и техносферной безопасностью, стандартизация, метрология и сертификация, биологические и медицинские основы безопасности, а также электротехника, гидрогазодинамика, инженерная графика и другие. Естественнонаучный и математический цикл обучения также имеет свои особенности – например, изучение (помимо стандартных химии, физики и высшей математики) таких предметов, как экология, теория горения или ноксология. И лишь гуманитарно-социально-экономический цикл не содержит каких-то особенных дисциплин – в его базовую часть входят экономика, история, философия и иностранный язык. Вариативная часть циклов (особенно профессионального) – дело другое. Здесь всё зависит от ВУЗа (каждый из которых связан ещё и со специально созданной в РФ сетью центров практической подготовки специалистов МЧС-ников), а также будущей профессии выпускников. Поскольку одна часть из них поступит на государственную гражданскую службу, а вторая – в аварийно-спасательные формирования, государственную противопожарную службу либо войска Гражданской обороны (иначе говоря, военизированные структуры). В последнем случае выпускник становится военнообязанным действующим офицером. Качество обучения Учитывая важность, специфичность и частичную военнизированность структуры МЧС в России, качество обучения во всех её ВУЗах находится на самом высоком уровне. В сравнении с европейскими и американскими подобными заведениями есть некоторое отставание в теоретической подготовке – однако, практическая готовность специалистов соответствует самым высоким мировым стандартам. Самые популярные специальности (бакалавриат) Наибольшей популярностью (возможно – к сожалению) по направлениям бакалавриата на настоящий момент являются специальности не столько спасателей или пожарных – сколько те, которые так или иначе связаны с юридической и информационной стороной обеспечения структуры МЧС. Разумеется, причина этого лежит преимущественно в финансовой плоскости – но, так или иначе, топовыми нынче являются специальности: